Пять советов молодому педагогу

1. Неустанно овладевайте методическими приёмами активизации работы учащихся на уроке. Чем активнее задействованы учащиеся в процессе обучения, тем успешнее проходит урок.

2. Искренне любите свой предмет, детей, свою работу.

3. Непрерывно развивайте свой педагогический артистизм. Успешность образовательного процесса во многом зависит от педагога с развитой и ярко выраженной индивидуальностью. Важную роль играет такое неповторимое явление, как педагогический артистизм. Развивайте свои артистические способности, и они помогут Вам не только выразительно преподнести учебный материал, но и будет способствовать созданию благоприятной атмосферы на уроке.

4. Постоянно учитесь чувствовать ученика. Развитость эмпатии в большой степени влияет на процесс обучения. 

5. Настойчиво стремитесь стать профессионалом.

Успехов Вам в достижении профессионализма!!!

 

Современный урок. Требования к современному уроку (Методические рекомендации учителю)

          Урок – это  форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты образовательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

          Планирование любого урока начинается с осознания и правильного, чёткого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

          Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов образовательного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

          В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

          уроки изучения нового учебного материала;

          уроки совершенствования знаний, умений и навыков;

          уроки обобщения и систематизации;

          комбинированные уроки;

          уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

          Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-путешествие; круглый стол; урок-состязание; пресс-конференция; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра «Следствие ведут знатоки»; актуальное интервью; аукцион знаний; урок-диспут; урок-турнир; ролевая деловая игра; игра «Волшебный конверт»; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; урок творчества; математический хоккей.

          Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

         При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию.

        Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или, в лучшем случае, спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы. Остальные этапы урока: изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока.   

          Запомним: цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока. Поскольку цели уроков разнообразны, разнообразны будут их типы и, соответственно, структуры. Рассмотрим их:

Структура урока изучения нового материала

  1. Организационный момент 1-2 мин.
  2. Подготовка к изучению нового материала   5-7 мин.
  3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников       1-5 мин
  4. Ознакомление с новым материалом    20 мин.
  5. Первичное осмысление и применение изученного        10 мин.
  6. Подведение итогов урока   3 мин.
  7. Сообщение домашнего задания и инструктаж      5 мин.

Структура урока обобщения и систематизации знаний

  1. Организационный момент 1-2 мин.
  2. Сообщение темы, цели урока      1 мин.
  3. Проверка домашнего задания      3 мин.
  4. Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера.          10 мин.
  5. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости)        15 мин.
  6. Формулирование выводов по изученному материалу   5 мин.
  7. Оценка результатов урока 3 мин.
  8. Подведение итогов урока   3 мин.
  9. Сообщение домашнего задания  4 мин.

         Итак, цель урока определяет тип урока, тип определяет его составные части, то есть структуру, а структура – расход времени на различных этапах, что позволяет обеспечить его оптимальный расход. Всё это в совокупности обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач, и, что не менее важно, избавит детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе.

         Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!

ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Несколько советов по подготовке нестандартного урока:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения. 

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5 . Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. 

7. Нестандартные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нестандартные уроки, так как они станут традиционными и уровень эффективности снизится.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

    «Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идёшь» гласит вьетнамская пословица. 

         Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

         Развивать познавательный интерес каждого  учащегося, причем развивать с 1-го класса.

         Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий. Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс считал, что учиться надо только весело: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Учеба должна вызывать  у ребенка радость познания, понимание того, что каждый урок чем-то его обогатит, откроет для него что-то новое. А учитель должен идти в школу, чтобы увидеть светящиеся глаза счастливых детей, черпать в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что сегодня сможешь подарить им радость… радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам.

         Основной формой работы, где учащиеся  получают  и  «переваривают»  знания остается урок. В.А.Сухомлинский писал: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Очень важно учителю изучать методическую литературу, повышать свой профессиональный уровень, заниматься самообразованием и во время проведения урока  использовать огромный опыт, накопленный талантливыми отечественными методистами в совокупности с новыми  педагогическими технологиями.                                      

        Развитию познавательной  активности учащихся способствуют:

нестандартные уроки; факультативные занятия; стимулирующие занятия; республиканские и районные конкурсы, научно-практические конференции; республиканские олимпиады, предметные недели; традиционные  уроки; внеклассные  мероприятия, а  также новые педагогические технологии: игровые технологии, информационные технологии, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения и др.

         Для развития учебно-познавательного интереса, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует множество различных методов и приёмов.   Занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе.

         Использование занимательного материала, познавательных заданий и вопросов, игрна уроках и во внеклассной деятельности помогает активизировать учебный процесс, поддерживает интерес к изучаемому, а также снимает утомление.  Эти методы и приемы существуют  и используются в работе учителей. 

         Изменение целей современного образования повлекло  за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Это привело к переходу от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях.

         Немалую роль играют в обучении  школьников    информационные технологии. Уместное использование материалов электронных энциклопедий, мультимедийных альбомов, электронных программ по предметам   способствует развитию познавательной активности каждого ребенка.

            Только разумное сочетание традиционных и современных методов, форм, видов и средств обучения, а также применение  информационных технологий способствует формированию познавательной активности  школьников, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

          Внеурочная деятельность, правильно организованная учителем, активизирует познавательный интерес и  увлекает учащихся  больше, чем  самый интересный  урок. Здесь они могут раскрыться, проявить свою фантазию, показать свой талант, свое умение в определенном виде деятельности.

Современный урок глазами детей и педагогов

 Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

         Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

         Современный урок — это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом — актуальный. А еще — действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный. Помимо этого, если урок — современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

         На современном уроке обязательно должны создаваться условия для формирования компетенций учеников (компетенция – способность личности справляться с различными задачами), использоваться современные педтехнологии, осуществляться личностно-ориентированый и индивидуальный подход, формироваться самостоятельность, умение и желание добывать знания, а не получать их в готовом виде.

         Безусловно, современный урок не возможен без выполнения определённых требований:

Дидактических

         Определение места в общей системе уроков;

         определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

         прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

         выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

         реализация на уроке всех дидактических принципов;

         создание условий успешного учения учащихся.

         Успех урока во многом зависит  от уровня общения учителя с учениками, организации взаимодействия учащихся друг с другом в доброжелательном и уважительном русле.

         Рациональная организация этапов урока, правильное чередование труда и отдыха, смена видов деятельности обеспечат здоровьесберегающую направленность урока и помогут сохранить здоровье учащихся.

         Современный урок – это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.           

         Взаимодействие, партнёрство, совместное проектирование – черты современного урока.    

         Главным действующим лицом на любом уроке является учитель. Каков же он современный педагог?

         Прежде всего, человек, идущий в ногу со временем, способный меняться, совершенствоваться, владеющий современными педагогическими технологиями.

         Использующий нетрадиционные виды уроков, пришедшие из средств массовой информации, телевидения, которые привлекают внимание необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, состязательностью, интересным содержанием.

         А ещё  учителю важно научиться управлять образовательным процессом в рамках преподавания своего предмета.

        Уважаемые коллеги,отнеситесь к процессу подготовки к урокам не как к наказанию, а как к источнику своего профессионального роста, интеллектуальных, духовных и творческих сил.