Отдел образования, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г.Гомеля

istanbul evden eve nakliyatistanbul evden eve nakliyatistanbul evden eve nakliyatistanbul evden eve nakliyatistanbul evden eve nakliyatdepolamaofis tasimaofis tasimaofis tasimaistanbul esya depolamaprofesyonel nakliyatistanbul evden eve nakliyat

Использование логико-смысловых моделей на уроках математики

Использование логико-смысловых моделей на уроках математики

Главная задача педагога – развитие компетентности обучающихся, их самостоятельности к самообучению и способности к применению полученных знаний. Эффективными средствами, помогающими учителю решать поставленные задачи,  являются наглядные и интерактивные средства обучения. Одним из таких средств является логико – смысловая модель (ЛСМ).

 

В основе логико – смысловой модели лежит опорно – узловая система координат кругового типа. В центре системы координат помещают объект исследования (тему занятия, название раздела, проблему). Затем определяются основные направления темы, которые рекомендуются разбить на 8 частей, выделяются дополнительные подразделы (главы). Из каждой части выбираются ключевые понятия, которые фиксируются в узловых точках модели, называемых координатами. Модель позволяет отразить межузловые связи и отношения.

Данная модель получила название логико – смысловой по той причине, что схема содержит два компонента: логический – в виде системы расстановки координат и узлов и смысловой – в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов.

Достоинством ЛСМ является то, что она позволяет представить элементы учебной деятельности наглядно, установить взаимосвязи между ними, провести анализ изучаемого объекта. Применение ЛСМ будет уместно практически на любом этапе урока и на уроке любого типа.

При  изучении нового материала можно предложить учащимся готовую ЛСМ, которая может служить планом изучения темы, поможет акцентировать внимание учащихся на ключевых понятиях, алгоритмах, примерах.

Возможно создание ЛСМ в процессе изучения темы вместе с учащимися, что

предполагает обсуждение основных вопросов и проблем, поиска путей

решения, возможности применения материала к практической деятельности.

На уроке  закрепления и развития знаний модель может дорабатываться,

уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки учеников и на

основе ранее усвоенных знаний и умений.

ЛСМ, отражающая алгоритм решения какой-то типовой задачи будет полезна на уроке формирования умений и навыков.

Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках, при подготовке к зачетам, контрольным работам,  экзаменам, при подготовке к ЦТ. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом.

Алгоритм составления логико – смысловых моделей содержит следующие этапы:

1.Определение числа координат, их взаимное расположение. При этом не всегда удается следовать технологии, т.е. распределить материал по восьми направлениям, т.е. существует эффект упрощения ЛСМ. В моих схемах  присутствует  расположение материала  по шести или четырем направлениям. В некоторых ситуациях возможно и усложнение схемы.

2.Определение узловых элементов. Здесь возможен творческий подход, что особенно ценно в использовании технологии дидактических многомерных инструментов.

3.Установление связей между координатами и узловыми элементами.

4.Кодирование узловых элементов ключевыми понятиями. На этом этапе у учащихся формируются познавательные универсальные учебные действия – умение структурировать знания, умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, определение основной и второстепенной информации.

ЛСМ удобны – наглядны, компактны, содержат основную информацию по теме или проблеме, способствуют процессу запоминания учебного материала учащимися, формализуют его запись, дают алгоритм изучения, развивают творческое воображение. Составление ЛСМ подразумевает огромную работу с учебником и дополнительной справочной литературой по предмету. Ученики учатся мыслить логически, креативно, выходя за рамки стандарта.

Предлагаю презентации уроков, на которых были рассмотрены логико-смысловие модели.

скачать презентации