Отдел образования, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г.Гомеля

246050,г.Гомель, пр.Ленина, 45, т.+375232332786.

Время работы: 8.30-17:30

Использование логико-смысловых моделей на уроках математики

Использование логико-смысловых моделей на уроках математики

Главная задача педагога – развитие компетентности обучающихся, их самостоятельности к самообучению и способности к применению полученных знаний. Эффективными средствами, помогающими учителю решать поставленные задачи,  являются наглядные и интерактивные средства обучения. Одним из таких средств является логико – смысловая модель (ЛСМ).

 

В основе логико – смысловой модели лежит опорно – узловая система координат кругового типа. В центре системы координат помещают объект исследования (тему занятия, название раздела, проблему). Затем определяются основные направления темы, которые рекомендуются разбить на 8 частей, выделяются дополнительные подразделы (главы). Из каждой части выбираются ключевые понятия, которые фиксируются в узловых точках модели, называемых координатами. Модель позволяет отразить межузловые связи и отношения.

Данная модель получила название логико – смысловой по той причине, что схема содержит два компонента: логический – в виде системы расстановки координат и узлов и смысловой – в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов.

Достоинством ЛСМ является то, что она позволяет представить элементы учебной деятельности наглядно, установить взаимосвязи между ними, провести анализ изучаемого объекта. Применение ЛСМ будет уместно практически на любом этапе урока и на уроке любого типа.

При  изучении нового материала можно предложить учащимся готовую ЛСМ, которая может служить планом изучения темы, поможет акцентировать внимание учащихся на ключевых понятиях, алгоритмах, примерах.

Возможно создание ЛСМ в процессе изучения темы вместе с учащимися, что

предполагает обсуждение основных вопросов и проблем, поиска путей

решения, возможности применения материала к практической деятельности.

На уроке  закрепления и развития знаний модель может дорабатываться,

уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки учеников и на

основе ранее усвоенных знаний и умений.

ЛСМ, отражающая алгоритм решения какой-то типовой задачи будет полезна на уроке формирования умений и навыков.

Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках, при подготовке к зачетам, контрольным работам,  экзаменам, при подготовке к ЦТ. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом.

Алгоритм составления логико – смысловых моделей содержит следующие этапы:

1.Определение числа координат, их взаимное расположение. При этом не всегда удается следовать технологии, т.е. распределить материал по восьми направлениям, т.е. существует эффект упрощения ЛСМ. В моих схемах  присутствует  расположение материала  по шести или четырем направлениям. В некоторых ситуациях возможно и усложнение схемы.

2.Определение узловых элементов. Здесь возможен творческий подход, что особенно ценно в использовании технологии дидактических многомерных инструментов.

3.Установление связей между координатами и узловыми элементами.

4.Кодирование узловых элементов ключевыми понятиями. На этом этапе у учащихся формируются познавательные универсальные учебные действия – умение структурировать знания, умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, определение основной и второстепенной информации.

ЛСМ удобны – наглядны, компактны, содержат основную информацию по теме или проблеме, способствуют процессу запоминания учебного материала учащимися, формализуют его запись, дают алгоритм изучения, развивают творческое воображение. Составление ЛСМ подразумевает огромную работу с учебником и дополнительной справочной литературой по предмету. Ученики учатся мыслить логически, креативно, выходя за рамки стандарта.

Предлагаю презентации уроков, на которых были рассмотрены логико-смысловие модели.

скачать презентации