Отдел образования, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г.Гомеля

246050,г.Гомель, пр.Ленина, 45, т.+375232719146, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Время работы: 8.30-17:30

История отдела образования

Из истории отрасли  образования в  Гомеле и районе

Развитие  образования в  Гомеле связано с именем известного государственного деятеля, мецената и просветителя Николая Петровича Румянцева (1754-1826), который открыл в своем имении Ланкастерские школы. Это уникальное явление не только для Беларуси, но и для всей Российской империи,  первая в своем роде программа просвещения широких масс населения.

Традиции Н.П. Румянцева продолжила Ирина Ивановна Паскевич (1835 – 1925). Вместе со своим мужем Ф. И.  Паскевичем участвовала в открытии Общества помощи учащимся (1879), обеспечивала образование детям из малоимущих семей, была попечителем приюта для девочек-сирот, жертвовала деньги на содержание женской и мужской гимназий.

После Октябрьской революции 1917 года система образования формировалась во всех района Восточной Беларуси, включенной в состав РСФСР. Первые декреты советской власти по вопросам образования были направлены на ликвидацию старой школьной системы и разработку основных принципов советской.

В числе первенцев в системе  образования нашего города   довоенного поры  были школы №12,13, 25.

Школа №13 возводилась одновременно со строительством Гомельского стекольного завода в рабочем поселке Костюковка. Уже в ноябре 1936 года ученики перешли из приспособленных помещений в двухэтажное здание школы. Первый выпуск 1937-1938 года составил  всего 7 человек.

1 сентября 1938 года школа № 12 (тогда Сталинская школа №17) приняла своих первых учеников, которых было чуть более 600. Первый директор школы - А.К.Цыганков.   Во время военной  оккупации в здании школы была сапожная мастерская, а после освобождения Гомеля в ноябре 1943 года  размещен военно-полевой госпиталь для советских солдат.

    Рост численности жителей  посёлков «Сельмаш» и «Титенки» привел к решению о строительстве школы  на территории бывшего частного хозяйственного сектора. Все население  близлежащих улиц активно участвовало в строительстве, которое продолжалось и днем, и ночью.                1 сентября 1938 года  открылись для детей двери  Русской неполной средней школы № 25. Первый директор А. Н.  Ивашеко.

Война нарушила планы мирного созидания и строительства. Более тысячи учителей  Гомельщины воевали на фронте, сражались в партизанских отрядах. Судьба выпускников школ 1940-41 учебного года вписана в память поколений скорбью и восхищением их подвигом во имя ныне живущих.

Сразу после освобождения г.Гомеля от немецко-фашистских захватчиков началась работа по восстановлению школ. Уже в декабре 1943 года были воссозданы областной и городской отделы народного образования. Приказом Гомельского городского отдела народного образования от 20 декабря 1943 года М. Д. Король назначена ответственной за налаживание работы школ в Железнодорожном районе. До окончания войны оставалось ещё больше года, а уже велась работа по поиску помещений для школ, комплектованию их кадрами, сбору разновозрастных детей, ведь в военные годы  обучение не велось.

1 февраля 1944 года приказами по облоно и гороно заведующей Железнодорожным районо назначена И. Н. Прудникова, М.Д. Король – инспектором школ района. Рабочие будни первых руководителей районного отдела народного образования были заполнены поиском помещений для открытия школ, руководителей и учителей.  Наряду с этими проблемами остро стоял вопрос посещения школ детьми  из-за отсутствия одежды и обуви, постоянных болезней. Многие дети остались без родителей. Их направляли на воспитание в  детские дома, которые  восстанавливались  в первую очередь. Знакомясь с приказами по Железнодорожному району 1944-45 гг., прослеживается география Железнодорожного района той поры: Залинейный и Привокзальный районы, район Новиковской рощи, Костюковка. И только школы №9, 12,13,14, 25, НСШ№5 (угол Вокзальной и Минской) оставались в своих помещениях, которые частично сохранились из-за размещения в них немецких штабов, госпиталей и иных служб. Остальные школы были разрушены.

 Руководителями школ назначались или вернувшиеся  из эвакуации учителя, или выздоравливающие раненые бойцы, которые в скором времени вновь призывались в действующую армию, на фронт, а новых руководителей искали из числа жителей города.

  В мае 1945года заведующей Железнодорожным районо назначается  Г. И.  Игнатьева. Начинается более системное, без спешки и суеты, комплектование школ к первому послевоенному учебному году.Восстановление системы народного образования завершилось к концу 1940-х годов. В 1949-1950 учебном году введено обязательное 7-летнее обучение. Была развернута сеть школ, вполне охватывающая детей школьного возраста. А вот располагались многие школы по-прежнему в наёмных помещениях. В поисках выхода из этой ситуации государство использовало помощь населения. По всей стране были организованы народные стройки.

В 50-е годы начинают строить и новые детские сады. Первенцы дошкольного образования на территории Железнодорожного района детские сады №4 и №28.

 С 1962-1963 учебного года вводится обязательное восьмилетнее обучение, за школами закрепляются базовые предприятия. Создаются учебно-производственные комбинаты. С 60-х годов ведут отсчет своей истории школа-интернат, средние школы №34,23,48,5,37,42, дошкольные учреждения №13, 48,68,101,85,94.

Жизнь уверенней входила в мирное русло. Заработали восстановленные заводы и фабрики, введены в эксплуатацию новые производства. Стремительно растет и ширится город Гомель. Если в 1951 году в нем проживало 160 тысяч человек, то к 1975 году – 360 тысяч, а 1985 году – 490 тысяч жителей.

 Важной  вехой в истории народного образования стал переход к всеобщему среднему образованию. Требовались новые социокультурные объекты, в первую очередь, школы и детские сады. Закрываются учреждения, располагавшиеся в приспособленных помещениях. Начальные и семилетние школы преобразовываются в средние,  а введенные новостройки получали номера в наследство  от закрывшихся и реорганизованных.

В 70-ые годы сеть  образования Железнодорожного района пополняется средними школами №8,30,44,45, дошкольными учреждениями №1,5,111,22,114,118,119,120,126,108, районным домом пионеров.

 В это время  в  районе ещё  сохранялось три неполных средних школы: №9 по ул.Озерной,  №14 в Костюковке, №29 в Прудке. А вот когда 40 лет назад от Железнодорожного района отпочковался Советский, тогда  принятая нумерация школ  стала соответствовать нынешней.

В 80-ые гг. на карте города появляется микрорайон-новостройка «Волотова», растёт и ширится микрорайон «Сельмашевский». А вместе с ними строятся и учреждения образования. Ежегодно с 1980 по 1989 год  вводилось в эксплуатацию по несколько объектов образования. Всего за названный период 28! Это школы №14,9,29,49,50,53,54,55, дошкольные учреждения №131,136,32,35,137,138,140,143,144,145,149,150,153,148,77,156,170,161и два дошкольных учреждения в Костюковке - №36,89.

После катастрофы на Чернобыльской АЭС органам образования района  пришлось учитывать в своей работе новые демографические, экологические и социальные факторы. В центре внимания – оздоровление, организация питания воспитанников и учащихся. Проблемы физического и психофизического здоровья детей  вызвали к жизни потребность в специальных дошкольных учреждениях и услугах такого плана в школах.

В январе 1990 года приняла своих первых учеников СШ№57. В 1991 году вошли в строй ясли-сад №166 (ныне центр развития ребенка «Золак») и средняя школа №60. Обрела постоянное здание спортивная школа по гандболу №10.

90-ые годы подвели черту в формировании сети учреждений образования района за счёт строительства новых объектов. Сказались последствия чернобыльских событий, приведшие к  снижению рождаемости, миграции населения. Изменения были связаны и со   становление Беларуси как суверенного государства.

С далеких 60-х годов ушедшего века ведёт отсчёт шефская помощь предприятий района школам и детским садам. Пережито много периодов в развитии, как самих промышленных предприятий, так и учреждений образования. Но остаются неизменными неразрывная связь и искренняя благодарность трудовым коллективам предприятий-шефов и их руководителям за всё сделанное для системы образования района в укреплении материально-технической базы, благоустройстве территорий, проведении совместных мероприятий. Это ОАО «Гомельстройматериалы», РУП ПО «Белоруснефть», ОАО «Гомельтранснефть «Дружба», ОАО «Гомелькабель», КУП «Горэлектротранспорт», ОАО «Гомельский завод станочных узлов», ОАО «Гомельоблстрой», РУП «Гомельский завод литья и нормалей», ОАО «Гомельский центр строительства и ремонта», ОАО «8 марта», ОАО «Гомсельмаш» и др.

История продолжается.  Сегодня её создают нынешние ученики, их родители, учителя, все работники отрасли.  Своим трудом, делами, поступками и достижениями заполняют новые страницы летописи отдела образования, спорта и туризма и подведомственных ему учреждений.